Центр профориентации (кабинет 3.4)

Начальник центра

null
Тимофеева Ирина Геннадьевна

Сотрудники центра:

null
Сапожникова Наталья Алексеевна

методист

null
Долженко Маргарита Леонидовна

методист

null
Понамарева Елена Владимировна

методист

null
Серова Наталья Анатольевна

методист, награждена
Почетной грамотой Министерства
образования и науки Российской Федерации

null
Доброногова Наталья Васильевна

методист

null
Козырева Наталья Владимировна

методист

null
Малахова Наталья Олеговна

педагог-психолог

null
Фурсова Яна Сергеевна

методист

null
Сотова Оксана Сергеевна

методист

Целью деятельности Центра является развитие системы профессиональной ориентации дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными задачами Центра являются:
В развитии системы профессиональной ориентации:

  • совершенствование системы профессиональной ориентации обучающихся на профессии, необходимые Кузбассу;
  • участие в организации и проведении мероприятий (конкурсов, выставок, научно-практических конференций и т.д.), направленных на выявление и популяризацию инновационных образовательных ресурсов организаций дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области профориентации обучающихся на востребованные в Кузбассе профессии;
  • разработка программ (проектов) в области профессиональной ориентации обучающихся, содействие внедрению их в образовательную практику;
  • организация научно-исследовательской деятельности по профессиональной ориентации обучающихся в базовых учреждениях дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обеспечении программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам профессиональной ориентации обучающихся:

  • организация повышения квалификации работников дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области профессиональной ориентации обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • разработка методических материалов для обеспечения программ повышения квалификации в вопросах профессиональной ориентации обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • организация социального партнерства с государственными, муниципальными и негосударственными органами и организациями (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости населения и других), а также общественными организациями и объединениями в области реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам профориентации обучающихся.

В 2012/2014 гг. осуществлялась деятельность экспериментальных площадок по разработке и апробации научно-методического обеспечения организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме и в Беловском техникуме железнодорожного транспорта.

В  октябре  2013 года на основании  приказа Федерального института развития образования от 17 мая 2013 № 76 «О присвоении статуса экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» в ГОУ «КРИРПО» функционировала экспериментальная площадка по теме: «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования» на базе центра профориентации и постинтернатного сопровождения. Реализация деятельности площадки осуществлялась в образовательных организациях общего и профессионального образования Ленинск-Кузнецкого городского округа, Центра подготовки и развития персонала АО «СУЭК — Кузбасс» (Отчет о деятельности прошел регистрацию: Информационная карта реферативно-библиографических сведений (регистрационный номер АААА-Б16-216040540024-4, регистрационный номер НИОКТР 01201376570 от 5.04.2016).

В 2016 году Институту присвоен статус федеральной экспериментальной площадки  по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся» (приказ ФГАУ «ФИРО» от 24.06.2016 № 198).

В обеспечении программ повышения квалификации работников всех уровней образования по вопросам профессиональной ориентации обучающихся и постинтернатного сопровождения детей-сирот:

  • организация обучения и повышения квалификации педагогических работников в области постинтернатного сопровождения, профессиональной ориентации, социальной адаптации воспитанников и обучающихся;
  • разработка методических материалов по вопросам постинтернатного сопровождения, профессиональной ориентации воспитанников и обучающихся.

Подготовлены и изданы методические рекомендации: «Формы и методы профориентации обучающихся», «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях»,  «Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях», которые используются при реализации дополнительных профессиональных программ «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения» и  «Разработка и реализация программ по информированию населения о  ситуации на рынке труда и профориентации молодежи». Данные программы прошли регистрацию электронного ресурса в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (свидетельство о регистрации электронного ресурса № 18848 11.01.2013 и № 18757 12.12.2012). С 2014 году реализуются дополнительные профессиональные программы «Обеспечение постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов», «Наставничество как процесс формирования  личности молодого работника». С 2017 г. дополнительные профессиональные программы «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся», «Организация сопровождения социальной адаптации и профессионального самоопределения обучающихся», «Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями». С 2019 г. «Организация сопровождения профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся». Все программы вошли в  Реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников Кемеровской области, прошедших конкурсный отбор.

На выставке-ярмарке «Кузбасский образовательный форум – 2015» в конкурсе «Инновации в образовании» проект по организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получил гран-при, золотую медаль и диплом победителя конкурса. Методические рекомендации «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях» стали победителями всероссийского конкурса по присуждению общественных наград Национальной премии «Золотой фонд Российского образования»  «Панорама творчества» (диплом I степени, 2014 год), в  III Международном конкурсе учебно-методической, учебной и научной литературы, изданной в 2013–2014 г.г.,  «Золотой корифей» заняли II место в номинации  «Психологические науки» (диплом лауреата).

Опыт деятельности участников федеральной экспериментальной площадки представлен на Кузбасском  образовательном форуме в конкурсе «Инновации в образовании» (номинация «Инновации в обучении» в рамках Кузбасского образовательного форума-2017)  «Комплект методических рекомендаций по организации и проведению профессиональных проб для старшеклассников» изданий серии «Профориентация»  награжден Диплом, золотой медалью, гран-при конкурса. В 2018 г.  за лучший экспонат «Комплект научно-методических материалов по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся» получили золотую медаль и диплом. А также на первом всероссийском форуме «Наставник – 2018» в г. Москве, форуме Сибирского федерального округа «Наставник» в г. Иркутске (20 февраля 2018 г.),  научно-практических конференциях разного уровня, в монографии «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся» и методических рекомендациях «Сопровождение профессионального самоопределения студентов ПОО», «Сопровождение профессионального самоопределения школьников». Методические рекомендации и монография размещены на сайте «Образовательная инициатива» ФГАУ «ФИРО» в разделе «Публикации».

В 2019 г. завершила работа федеральная экспериментальная площадка «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся». Отчет о результатах научно-исследовательской деятельности прошел регистрацию: Информационная карта реферативно-библиографических сведений (регистрационный номер АААА-А19-119040490004-0, регистрационный номер НИОКТР АААА-Б19-219100790011-5 от 07.10.2019).  По итогам изданы монография «Сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся» (представлена на VI Всероссийский инновационный общественный конкурс на лучший учебник, учебное пособие и монографию, областной конкурс «Лучшая монография 2019 года»), методические рекомендации по данной проблематике.

Большое внимание уделяется развитию системы ранней профориентации воспитанников и обучающихся. С 2018 г. работает экспериментальная площадка в г. Междуреченске по теме «Разработка и реализация муниципальной системы ранней профориентации дошкольников». Базовыми учреждениями являются МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28 «Вишенка», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея», МБДОУ «Детский сад № 54 «Веснушки», МКУ «Управление образованием Междуреченского городского округа».

В марте 2018 г.  стартовал профориентационный проект «Сто дорог – одна моя», участниками которого стали пилотные общеобразовательные организации: МБОУ «СОШ № 34 им. Амелина С. А.» г. Кемерово, МБНОУ «Лицей № 111» г. Новокузнецк, МБОУ «Трудармейская СОШ» Прокопьевский район, МБОУ «СОШ   № 8» г. Топки. Данный проект направлен на проведение целенаправленной, системной профориентационной работы с обучающимися, начиная с первого класса, носит долгосрочный (период реализации 2018-2027 гг.) и межведомственный характер, предполагающий взаимодействие управления образования и центра занятости населения муниципалитета, социальных партнеров.

С опытом деятельности участников экспериментальных площадок и проекта  «Сто дорог – одна моя» педагогическое сообщество знакомится на профориентационном портале Кузбасса «ПРОФориентир».
В 2019 г. профориентационный портал Кузбасса «ПРОФориентир» в рамках конгрессно-выставочного мероприятия «Кузбасский образовательный форум» был представлен на конкурс «Инновации в образовании» в номинацию «Комплексные (системные) инновации» и получил золотую медаль,  диплом и гран-при.

В 2021 г. по итогам конкурса «Лучшая образовательная организация» в рамках «Кузбасский образовательный форум» представленный материал о региональной системе профориентации, координатором которой является ГБУ ДПО «КРИРПО», получил золотую медаль, диплом.

В апреле 2018 г. департамент образования и науки Кемеровской области совместно с Институтом приняли участие и стали победителями конкурсного отбора комплексов мер субъектов РФ по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения  и адаптации выпускников таких организаций. Реализация Комплекса мер в регионе осуществляется в 2018-2019 гг. на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональных образовательных организаций, организаций социальной защиты и др.

С июля по сентябрь 2019 года Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» был проведен конкурс лучших практик в рамках реализации проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее».  Шесть практик методистов центра профориентации и постинтернатного сопровождения вошли в реестр профориентационных мероприятий субъектов РФ и рекомендованы для использования в проекте «Билет в будущее». Начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения Килина Ирина Александровна, методист центра Осипова Наталия Владимировна включены в список наставников, вошедшие в реестр наставников. В сентябре 2019 года  сотрудники центра приняли участие в проекте АНО «Россия – страна возможностей» и Общероссийского народного фронта «Профстажировки 2.0.», шесть кейсов размещены на платформе, решение которых осуществляют студенты из разных регионов Российской Федерации.

С января 2020 г. действует временный научно-исследовательский коллектив по теме «Современные форматы профориентации воспитанников и обучающихся в условиях взаимодействия образовательных организаций разных типов (на примере Кемеровского, Ленинск-Кузнецкого, Новокузнецкого, Осинниковского городских округов Кемеровской области)», в состав которого вошли базовые учреждения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

В кадровый состав Центра входят три кандидата наук, девять методистов высшей квалификационной категории, педагог-психолог. Сотрудники центра активно участвуют в международных, всероссийских научно-практических, методических конференциях, конкурсах, ими опубликовано более 500 научных статей.

Нормативные документы:

Официальные документы: