Центр профориентации (кабинет 3.4)

Начальник центра

null
Тимофеева Ирина Геннадьевна

Сотрудники центра:

null
ТраутДиана Валерьевна

методист

null
СероваНаталья Анатольевна

методист, награждена
Почетной грамотой Министерства
образования и науки Российской Федерации

null
ПонамареваЕлена Владимировна

методист

null
РыловаНадежда Тихоновна

кандидат педагогических наук,
отличник народного просвещения,
методист

null
ДоброноговаНаталья Васильевна

методист

null
НедоспасоваНина Павловна

кандидат педагогических наук,
доцент, отличник народного
просвещения, заслуженный
учитель Российской
Федерации, методист

null
МалаховаНаталья Олеговна

педагог-психолог

null
КозыреваНаталья Владимировна

методист

null
ДолженкоМаргарита Леонидовна

методист

Целью деятельности Центра является развитие системы профессиональной ориентации дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными задачами Центра являются:
В развитии системы профессиональной ориентации:

  • совершенствование системы профессиональной ориентации обучающихся на профессии, необходимые Кузбассу;
  • участие в организации и проведении мероприятий (конкурсов, выставок, научно-практических конференций и т.д.), направленных на выявление и популяризацию инновационных образовательных ресурсов организаций дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области профориентации обучающихся на востребованные в Кузбассе профессии;
  • разработка программ (проектов) в области профессиональной ориентации обучающихся, содействие внедрению их в образовательную практику;
  • организация научно-исследовательской деятельности по профессиональной ориентации обучающихся в базовых учреждениях дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обеспечении программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам профессиональной ориентации обучающихся:

  • организация повышения квалификации работников дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области профессиональной ориентации обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • разработка методических материалов для обеспечения программ повышения квалификации в вопросах профессиональной ориентации обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • организация социального партнерства с государственными, муниципальными и негосударственными органами и организациями (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости населения и других), а также общественными организациями и объединениями в области реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам профориентации обучающихся.

В 2012/2014 гг. осуществлялась деятельность экспериментальных площадок по разработке и апробации научно-методического обеспечения организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме и в Беловском техникуме железнодорожного транспорта.

В  октябре  2013 года на основании  приказа Федерального института развития образования от 17 мая 2013 № 76 «О присвоении статуса экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» в ГОУ «КРИРПО» функционировала экспериментальная площадка по теме: «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования» на базе центра профориентации и постинтернатного сопровождения. Реализация деятельности площадки осуществлялась в образовательных организациях общего и профессионального образования Ленинск-Кузнецкого городского округа, Центра подготовки и развития персонала АО «СУЭК — Кузбасс» (Отчет о деятельности прошел регистрацию: Информационная карта реферативно-библиографических сведений (регистрационный номер АААА-Б16-216040540024-4, регистрационный номер НИОКТР 01201376570 от 5.04.2016).

В 2016 году Институту присвоен статус федеральной экспериментальной площадки  по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся» (приказ ФГАУ «ФИРО» от 24.06.2016 № 198).

В обеспечении программ повышения квалификации работников всех уровней образования по вопросам профессиональной ориентации обучающихся и постинтернатного сопровождения детей-сирот:

  • организация обучения и повышения квалификации педагогических работников в области постинтернатного сопровождения, профессиональной ориентации, социальной адаптации воспитанников и обучающихся;
  • разработка методических материалов по вопросам постинтернатного сопровождения, профессиональной ориентации воспитанников и обучающихся.

Подготовлены и изданы методические рекомендации: «Формы и методы профориентации обучающихся», «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях»,  «Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях», которые используются при реализации дополнительных профессиональных программ «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения» и  «Разработка и реализация программ по информированию населения о  ситуации на рынке труда и профориентации молодежи». Данные программы прошли регистрацию электронного ресурса в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (свидетельство о регистрации электронного ресурса № 18848 11.01.2013 и № 18757 12.12.2012). С 2014 году реализуются дополнительные профессиональные программы «Обеспечение постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов», «Наставничество как процесс формирования  личности молодого работника». С 2017 г. дополнительные профессиональные программы «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся», «Организация сопровождения социальной адаптации и профессионального самоопределения обучающихся», «Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями». С 2019 г. «Организация сопровождения профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся». Все программы вошли в  Реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников Кемеровской области, прошедших конкурсный отбор.

На выставке-ярмарке «Кузбасский образовательный форум – 2015» в конкурсе «Инновации в образовании» проект по организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получил гран-при, золотую медаль и диплом победителя конкурса. Методические рекомендации «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях» стали победителями всероссийского конкурса по присуждению общественных наград Национальной премии «Золотой фонд Российского образования»  «Панорама творчества» (диплом I степени, 2014 год), в  III Международном конкурсе учебно-методической, учебной и научной литературы, изданной в 2013–2014 г.г.,  «Золотой корифей» заняли II место в номинации  «Психологические науки» (диплом лауреата).

Опыт деятельности участников федеральной экспериментальной площадки представлен на Кузбасском  образовательном форуме в конкурсе «Инновации в образовании» (номинация «Инновации в обучении» в рамках Кузбасского образовательного форума-2017)  «Комплект методических рекомендаций по организации и проведению профессиональных проб для старшеклассников» изданий серии «Профориентация»  награжден Диплом, золотой медалью, гран-при конкурса. В 2018 г.  за лучший экспонат «Комплект научно-методических материалов по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся» получили золотую медаль и диплом. А также на первом всероссийском форуме «Наставник – 2018» в г. Москве, форуме Сибирского федерального округа «Наставник» в г. Иркутске (20 февраля 2018 г.),  научно-практических конференциях разного уровня, в монографии «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся» и методических рекомендациях «Сопровождение профессионального самоопределения студентов ПОО», «Сопровождение профессионального самоопределения школьников». Методические рекомендации и монография размещены на сайте «Образовательная инициатива» ФГАУ «ФИРО» в разделе «Публикации».

В 2019 г. завершила работа федеральная экспериментальная площадка «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся». Отчет о результатах научно-исследовательской деятельности прошел регистрацию: Информационная карта реферативно-библиографических сведений (регистрационный номер АААА-А19-119040490004-0, регистрационный номер НИОКТР АААА-Б19-219100790011-5 от 07.10.2019).  По итогам изданы монография «Сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся» (представлена на VI Всероссийский инновационный общественный конкурс на лучший учебник, учебное пособие и монографию, областной конкурс «Лучшая монография 2019 года»), методические рекомендации по данной проблематике.

Большое внимание уделяется развитию системы ранней профориентации воспитанников и обучающихся. С 2018 г. работает экспериментальная площадка в г. Междуреченске по теме «Разработка и реализация муниципальной системы ранней профориентации дошкольников». Базовыми учреждениями являются МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28 «Вишенка», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея», МБДОУ «Детский сад № 54 «Веснушки», МКУ «Управление образованием Междуреченского городского округа».

В марте 2018 г.  стартовал профориентационный проект «Сто дорог – одна моя», участниками которого стали пилотные общеобразовательные организации: МБОУ «СОШ № 34 им. Амелина С. А.» г. Кемерово, МБНОУ «Лицей № 111» г. Новокузнецк, МБОУ «Трудармейская СОШ» Прокопьевский район, МБОУ «СОШ   № 8» г. Топки. Данный проект направлен на проведение целенаправленной, системной профориентационной работы с обучающимися, начиная с первого класса, носит долгосрочный (период реализации 2018-2027 гг.) и межведомственный характер, предполагающий взаимодействие управления образования и центра занятости населения муниципалитета, социальных партнеров.

С опытом деятельности участников экспериментальных площадок и проекта  «Сто дорог – одна моя» педагогическое сообщество знакомится на профориентационном портале Кузбасса «ПРОФориентир».
В 2019 г. профориентационный портал Кузбасса «ПРОФориентир» в рамках конгрессно-выставочного мероприятия «Кузбасский образовательный форум» был представлен на конкурс «Инновации в образовании» в номинацию «Комплексные (системные) инновации» и получил золотую медаль,  диплом и гран-при.

В 2021 г. по итогам конкурса «Лучшая образовательная организация» в рамках «Кузбасский образовательный форум» представленный материал о региональной системе профориентации, координатором которой является ГБУ ДПО «КРИРПО», получил золотую медаль, диплом.

В апреле 2018 г. департамент образования и науки Кемеровской области совместно с Институтом приняли участие и стали победителями конкурсного отбора комплексов мер субъектов РФ по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения  и адаптации выпускников таких организаций. Реализация Комплекса мер в регионе осуществляется в 2018-2019 гг. на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональных образовательных организаций, организаций социальной защиты и др.

С июля по сентябрь 2019 года Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» был проведен конкурс лучших практик в рамках реализации проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее».  Шесть практик методистов центра профориентации и постинтернатного сопровождения вошли в реестр профориентационных мероприятий субъектов РФ и рекомендованы для использования в проекте «Билет в будущее». Начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения Килина Ирина Александровна, методист центра Осипова Наталия Владимировна включены в список наставников, вошедшие в реестр наставников. В сентябре 2019 года  сотрудники центра приняли участие в проекте АНО «Россия – страна возможностей» и Общероссийского народного фронта «Профстажировки 2.0.», шесть кейсов размещены на платформе, решение которых осуществляют студенты из разных регионов Российской Федерации.

С января 2020 г. действует временный научно-исследовательский коллектив по теме «Современные форматы профориентации воспитанников и обучающихся в условиях взаимодействия образовательных организаций разных типов (на примере Кемеровского, Ленинск-Кузнецкого, Новокузнецкого, Осинниковского городских округов Кемеровской области)», в состав которого вошли базовые учреждения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

В кадровый состав Центра входят три кандидата наук, девять методистов высшей квалификационной категории, педагог-психолог. Сотрудники центра активно участвуют в международных, всероссийских научно-практических, методических конференциях, конкурсах, ими опубликовано более 500 научных статей.

Нормативные документы:

Официальные документы: