Семинар прошел 9 октября 2025 года. В обсуждении вопросов в офлайн- и онлайн-формате приняли участие около 200 человек: педагоги, студенты и сотрудники экологических организаций из 19 регионов России, а также представители Республики Узбекистан.
Модератор площадки Людмила Гридаева, методист КРИРПО им. А. М. Тулеева, член Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Кузбасса, напомнила о необходимости формирования экологической культуры детей и молодежи, начиная с дошкольного возраста в контексте реализации национального проекта «Экологическое благополучие», который стартовал в 2025 году и является преемником завершившегося ранее нацпроекта «Экология».
Екатерина Панина, главный библиотекарь информационно-методического отдела МБУ «АМЦБС» из города Асино Томской области, победитель регионального конкурса «Лучший педагог эколог – 2025», рассказала, как ведется работа со студентами за пределами образовательных организаций. В системе библиотек был создан муниципальный центр экологического образования и формирования экологической культуры. И теперь в каждом учреждении культуры Асинского района есть книги по экологической тематике, устраиваются громкие читки, проходит знакомство с программами и проектами по экологии. Студентов также привлекают к проведению экологических акций, например, по сдаче макулатуры, и театрализованных представлений по природоохранной тематике. Еще один полезный инструмент – знакомство с Красной книгой Томской области.
О роли исследовательских проектов в формировании экологической культуры школьников рассказали педагоги Центра дополнительного образования детей имени Веры Волошиной из Кемерова Любовь Горшкова и Александра Радостева. В центре ведется большая профориентационная работа и возможность выполнять научно-исследовательские работы, бывать на экскурсиях. Разработан проект, который поможет школьникам 8–9-х классов определиться с профессией.
Ирина Мельникова, преподаватель Кузбасского аграрного университета имени В. Н. Полецкова, поделилась опытом работы студенческого отряда «Зеленая Вертикаль». Молодые эковолонтеры принимают активное участие в различных экологических акциях. Еще один интересный опыт – выполнение совместных научно-исследовательских работ с подшефными сельскими школьниками. В результате создается цепочка сотрудничества от аграрных инженерных классов к профессиональному образованию.
Даже самые прекрасные теоретические знания мало что значат, если они не находят отражения в действиях. Как рассказала Татьяна Козлова, сотрудник Комитета охраны окружающей среды Кузбасса, важно, чтобы студенты получали возможность применять полученные знания в реальных условиях, например, участвовать в экологических акциях и проектах. Это также способствуют формированию гражданской ответственности молодежи за состояние окружающей среды.
О школе ботаников, работающей в Кузбасском ботаническом саду, рассказала сотрудница организации Мария Гринюк. Уникальность школы состоит в том, что все занятия проводятся непосредственно на территории сада, настоящего музея под открытым небом. К примеру, сейчас учащиеся постигают основы подготовки растений к зимнему периоду, получая не только теоретические знания, но и практические навыки.
Светлана Печерская и Елена Лысенко – представители Кемеровского коммунально-строительного техникума имени В. И. Заузелкова – отметили интегрирующую роль экологического образования и возможности семинара в расширении профессиональных связей, направленных на формирование зеленых компетенций педагогов и студентов.
Вячеслав Палишев, преподаватель Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг, подчеркнул, что экологизация специальных предметов и модулей – это необходимость в обучении современного студента.
Анна Сарсацкая, преподаватель Кемеровского государственного университета и председатель регионального отделения всероссийского общественного движения волонтеров-экологов, подчеркнула, что экологическая культура – это не только знания, но и поведение, и практические навыки у подрастающего поколения, которые можно формировать при помощи привлечения молодежи к волонтерской деятельности. Необходимо также помогать школьникам и студентам понять, что осознанное потребление – это такой подход к выбору товаров и услуг, который основывается на понимании, как можно минимизировать личное негативное влияние на окружающую среду и общество.
Организаторы выражают благодарность всем участникам и спикерам за активное участие и поддержку в проведении семинара.


