Информация о результатах деятельности института в рамках 2022 года – «Года науки и технологий» в России

В 2021 году в институте действовали 5 временных научно-исследовательских коллективов (ВНИКов). Цель работы ВНИКов – научно-методическое и организационно-методическое сопровождение разработки, апробации, внедрения новых механизмов развития системы СПО Кемеровской области. Темы ВНИКов:

  • Разработка и апробация региональной модели цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях;
  • Внедрение стандартов Ворлдскиллс в образовательный процесс;
  • Разработка и апробация регионального организационно-педагогического механизма сопровождения профессионального самоопределения школьников (в рамках межведомственного профориентационного проекта «Сто дорог – одна моя»);
  • Современные форматы профориентации воспитанников и обучающихся в условиях взаимодействия образовательных организаций разных типов (на примере Ленинск-Кузнецкого, Новокузнецкого городских округов Кемеровской области);
  • Система воспитания и социализации обучающихся ПОО в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего и среднего профессионального образования.

В соответствии с техническими заданиями и календарными планами в 2021 г. закончили работу ВНИКи по темам 1−2. По итогам работы подготовлены отчеты, которые зарегистрированы в ФГАНУ ЦИТиС.

В 2021 году институт осуществлял научное руководство деятельности 42 базовых учреждений. Базовые учреждения осуществляют экспериментальную и (или) инновационную деятельность в сфере образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной образовательной политики по следующим темам:

  • Развитие добровольческого (волонтерского) движения в ПОО Кемеровской области (1 ОУ);
  • Реализация долгосрочного профориентационного проекта «Сто дорог – одна моя» (4 ОУ);
  • Научно-методическое и организационное сопровождение внедрения целевой модели наставничества в ПОО (5 ОУ);
  • Здоровьесберегающая компетентность педагогов как одно из условий успешной реализации ФГОС и подготовки конкурентоспособного выпускника (1 ОУ);
  • Система воспитания и социализации обучающихся ПОО в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего и среднего профессионального образования (4 ОУ);
  • Внедрение стандартов Ворлдскиллс в образовательный процесс (3 ОУ);
  • Современные форматы профориентации воспитанников и обучающихся в условиях взаимодействия образовательных организаций разных типов (21 ОУ);
  • Формирование финансовой грамотности студентов профессионального образовательного учреждения (3 ОУ).

По результатам научных исследований в 2021 г., сотрудники института опубликовали 120 работ. Подготовлены 4 монографии, 40 научных статей в журналах (из них 24 статьи в журналах списка ВАК). Сотрудники приняли участие в 69 научных и научно-практических конференциях (41 международных, 18 всероссийских, 5 межрегиональных, 5 региональных), опубликовали 76 статей в материалах конференций.

В 2021 г. институт выступил организатором трех крупных научных мероприятий. 21-22 апреля 2021 г. состоялась международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности». Проблемы и перспективы использования цифровых технологий в образовании обсуждались на пяти секциях. В состав спикеров вошли ведущие ученые Москвы, Санкт-Петербурга и других российских регионов, представители Республики Беларусь, Монголии, Узбекистана. Онлайн-трансляцию посмотрели более 1000 человек. По итогам конференции издан сборник материалов в двух томах, включающий 180 статей из 22 субъектов РФ и материалы зарубежных авторов.

В августе прошел педагогический совет. На нем обсуждались тренды профессионального образования и задачи на предстоящий учебный год. Институтом были организованы 13 мероприятий, что позволило охватить все актуальные вопросы: от бережливого производства до профориентации. Число участников – более 1500 человек. Мероприятия проходили как в очной форме, так и онлайн. Записи всех мероприятий размещены на YouTube.

27 октября 2021 г. в онлайн-формате состоялся IV баркемп «Кадры и образование для цифровой экономики». В этом году расширилась география участников: 22 субъекта Российской Федерации, 3 страны (Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Молдова (Приднестровская Молдавская Республика)).

В рамках Года науки и технологий в институте была развёрнута тематическая выставка, на которой были представлены научные, методические и учебные издания из фондов библиотеки.

В 2021 г. институт продолжил издание научного журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом». Журнал входит в Перечень ВАК. За отчетный год были изданы 4 номера, включающие 100 научных статей. Журнал занимает 958 место в рейтинге ScienceIndex РИНЦ (т.е. входит во второй квартиль РИНЦ). Двухлетний импакт-фактор РИНЦ в 2020 году составил 0,602 (в 2019 году – 0,521), что свидетельствует о росте научной востребованности журнала.

В 2021 г. институт приступил к развитию нового научного направления – «бережливое производство». В августе 2021 г. начала работать фабрика процессов «Кузница кадров». Она была создана для формирования бережливых компетенций руководителей и специалистов техникумов и колледжей региона, но обучаться на фабрике могут специалисты и руководители сфер образования, производства и бизнеса. Здесь можно научиться применять в работе бережливые инструменты и методы, оценить  их влияние на эффективность деятельности организации и сформировать «бережливое» мышление у участников фабрики.

Участники обучаются инструментам бережливого производства на примере процесса трудоустройства кандидатов в образовательную организацию. Но так как этот процесс есть в организации любого типа, а приемы и инструменты бережливого производства универсальны, то есть их можно применять и для других рабочих процессов, обучение на данной фабрике будет интересно не только сотрудникам образовательных организаций, но и коммерческим структурам, вообще любой организации.

Уникальность фабрики процессов «Кузница кадров» заключается в том, что для ее создания в КРИРПО был реализован внутренний бережливый проект «Совершенствование процесса трудоустройства методиста», который лег в основу сценария фабрики. Рабочая группа проекта в июле 2021 г. провела картирование текущего, целевого и идеального состояния процесса приема на работу в институт. Пошаговое картирование позволило выявить проблемы, увеличивающие время протекания процесса и создающие трудности для кандидата, который устраивается на работу в организацию. Анализ проблем позволил разработать ряд мероприятий для их устранения.

Сценарий фабрики процессов «Кузница кадров» максимально приближен к реальному процессу трудоустройства. Такая реалистичность позволяет участникам более полно погрузиться в тренинг, провести параллели со своим опытом и лучше понять, как работают инструменты бережливого производства на процессе, который всем знаком.

С момента запуска на фабрике процессов «Кузница кадров» обучились более 120 человек – работники образовательных организаций Кузбасса. В октябре 2021 года представители Росатома и Ассоциации бережливых вузов России провели сертификацию фабрики и в ноябре на Всероссийском форуме «Бережливые технологии в образовательной среде» институту вручили сертификат. Для института фабрика процессов «Кузница кадров» является инструментом продвижения образовательных услуг как на рынке региона, так и страны в целом.

В 2021 году в рамках Программы развития института реализовывались мероприятия по повышению социальной активности людей старшего поколения. Например, в рамках Региональной программы «Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области» совместно с представителями социальной защиты населения территорий Кузбасса, ПАО «Сбербанк», Центрального Банка России и специалистами Центра «Мой бизнес» проводилась информационно-разъяснительная работа для граждан старшего поколения по основам предпринимательской деятельности, основам здорового образа жизни, компьютерной и финансовой грамотности. Мероприятия в формате круглых столов проведены для представителей старшего поколения города Прокопьевска, Киселёвского муниципального округа, Мариинского, Тисульского, Тяжинского муниципальных районов, Чебулинского, Ижморского и Яйского муниципальных округов. Всего в мероприятиях приняло участие более 250 человек. На официальном сайте института ведется работа по разработке раздела «Старшее поколение» с целью освещения всех предлагаемых мероприятий для данной категории.

Задача мероприятий для граждан старшего поколения – наглядно продемонстрировать все стороны общественной жизни и подобрать индивидуальное направление для саморазвития.

Поделитесь в соцсетях: