Педагогическое сообщество ПОО обсудило ресурсы кинопедагогики при работе с обучающимися из семей СВО

26 февраля 2025 года в рамках педагогической мастерской «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся ПОО из семей участников СВО» педагогам-психологам и кураторам учебных групп предложен мастер-класс «Ресурсы кинопедагогики при работе с обучающимися из семей участников специальной военной операции». В течение мастер-класса участникам представлены приемы и методы кинопедагогики как педагогической технологии, на примерах героев фильмов рассмотрены основные признаки эмоциональных состояний, проявляющиеся у детей и подростков в затяжной стрессовой ситуации, переживании горя и утраты.

Комиссия «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов РФ, партнер проекта патриотического кинолектория КРИРПО им. А. М. Тулеева, предоставила для проведения мастер-класса документальный фильм «На фронт» режиссера Ульяны Герасимовой. Это фильм о вере, силе духа и пути самоотверженного священника, который готов рискнуть своей жизнью ради помощи бойцам, чтобы те не принесли войну в свой дом, а смогли сохранить духовный покой в нечеловечных условиях.

Герой фильма отец Александр – в прошлом участник горячих точек, а сегодня священнослужитель – наставляет бойцов и офицеров, подчеркивает, «что важно не принести войну домой» по возвращении с фронта, «умей победить и усмирить себя, помни, что в зоне СВО – ты выполняешь задание, тебе поручено защищать Родину, а в гражданской жизни твоя задача – сохранить мир и покой в семье», «мужчина – это ответственность за свое слово, дело, это поступок, пример для подражания». Название фильма «На фронт» подчеркивает главное: «личную обиду нужно уметь прощать, но за обиду Родине нужно быть готовым дать сдачи на поле боя, не принося раздор в семью; на фронте ты уполномочен защищать Родину».

Участники мастер-класса отметили, что фильм может быть рекомендован для использования в работе профессиональным сообществом, т. к. имеет высокий уровень корректности и достоверности отражения реальных событий, созвучен актуальным задачам времени при работе с отцами детей ОО, которые принимали участие в СВО. Фильм дает понимание условий жизни, с которыми сталкиваются военнослужащие, предлагает действенные шаги по адаптации к повседневной жизни по возвращении домой. Основное правило – включение в созидательную общественную деятельность, труд, совместное времяпрепровождение с семьёй.

Также участникам был рекомендован к работе художественный фильма «Фагот» режиссера Анны Артамоновой. Кинолента рассказывает историю 12-летней девочки из Донецка, которая переехала с семьей в Москву, где учится в Музыкальной школе им. Гнесиных по классу «фагот». Отец семьи ушел ополченцем на фронт и пропал без вести. По последней информации он попал в плен или погиб, но девочка не верит в это и продолжает искать его. Она дает концерты для раненых в госпитале. Война разделила жизнь девочки на «до» и «после». Она теряет отца, но не теряет веру. И именно музыка является той связующей нитью между отцом и дочерью, который помогает им обрести друг друга. Пример ее служения помогает бойцам, получившим тяжелые ранения на фронте, обрести желание жить, поверить в то, что жизнь продолжается. История этого фильма драматическая, но пропитана светом и надеждой.

Фрагмент фильма убедительно отразил эмоциональное состояние детей из семей участников СВО. Дискуссия по итогам просмотра фильма позволила определить действенные шаги по поддержке детей из семей участников СВО.

Присутствующие представители профессионального педагогического сообщества ПОО, опираясь на материал предложенных фильмов, провели развернутую дискуссию, поделились опытом работы с обучающимися ПОО из семей участников СВО.