Модуль 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогов по подготовке к самостоятельной жизни и постинтернатному сопровождению детей-сирот (6 ч.).
Особенности оказания помощи обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях. Оказание поддержки в решении социальных и психологических проблем. Обзор документов, обеспечивающих государственные гарантии и социальную поддержку воспитанников и выпускников.
Модуль 2. Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот (20 ч.).
Особенности реализации модульных программ для воспитанников и выпускников детских домов. Примерная модульная программа подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни; примерная модульная программа постинтернатного сопровождения выпускников детских домов.
Особенности реализации программы учебного самостоятельного проживания, структура, содержание программы, план учебного проживания воспитанников в тренировочной квартире.
Организация, основы и особенности наставничества выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наставничество в постинтернатном сопровождении воспитанников. Особенности реализации наставничества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цели и задачи постинтернатного сопровождения.
Порядок осуществления и показатели результативности постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Формы и методы работы по постинтернатному сопровождению воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы регулирования волонтерской деятельности воспитанников организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Направления деятельности волонтеров; формы поддержки добровольного движения.
Модуль 3. Постинтернатное сопровождение и адаптация выпускников детских домов (10 ч.)
Основы организации социального сопровождения выпускников организаций из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методы и технологии социального сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
Основы организации социального сопровождения выпускников организаций из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Модели межведомственного взаимодействия специалистов службы сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с организациями и учреждениями.
Актуальность и критерии подготовки воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни (два года до выпуска). Технология подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Психолого-педагогическая и социально-педагогическая подготовка воспитанников к семейному жизнеустройству.
Модуль 4. Профилактика жестокого обращения с детьми и конфликтных ситуаций (30 ч.).
Понятия «межведомственного взаимодействия по профилактике жестокого обращения с детьми», организации межведомственного взаимодействия. Формы изучения ситуации в семье. Обращение в органы опеки и попечительства, прокуратуру, комиссию и инспекцию по делам несовершеннолетних по фактам жестокого обращения с детьми.
Классификация нормативных документов по защите прав несовершеннолетних. Правовое регулирование деятельности по обеспечению и защите прав детей в России. Основные принципы семейного законодательства, общественных отношений, правового положения несовершеннолетних.
Виды ответственности за жестокое обращение с ребенком: административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная. Способы выявления, оказания помощи и предупреждения случаев жестокого обращением с детьми. Деятельность учреждений, в том числе, образовательных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям и подросткам.
Понятие «конфликта» как фактора дезадаптации. Виды конфликтных ситуаций, возникающих в условиях образовательной организации. Стратегия поведения педагога в конфликтной ситуации и методы предупреждения и разрешения педагогических конфликтов. Тренинг профилактики конфликтных ситуаций.